Иоанна Крестителя называют Ангелом пустыни, о нем предсказывал великий пророк Исайя и писал Евангелист Лука: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
Иоанн Предтеча - пророк покаяния, и первое, и второе обретение его Главы наша Церковь празднует обычно в покаянное время, время Великого поста.
Предание сохранило нам рассказ об обретениях главы Пророка Иоанна, сначала на горе Елеонской, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил строить храм, а потом в монастыре близ города Емессы.Собственно, Святыню обретали с помощью самого Иоанна Крестителя, который являлся в видениях достойным инокам и показывал, где ее обрести. Обретение Главы Иоанна Предтечи довольно удивительные чудесные события. Евангелие рассказывает, как по велению жены Ирода Антипы Иродиады, была отсечена глава Иоанна Предтечи, тело ученики Крестителя погребли, а Глава осталась у Иродиады. Но в окружении Ирода были христианки, и одна смогла Главу скрыть, закопав на горе Елеонской, где она и пребывала три века.
И во время Императора Константина Великого, в IV веке, открыл место пребывания Главы сам Иоанн Креститель в видении инокам монастыря близ сирийского города Емессы. И первое, и второе Обретение Главы совпадает по времени, в разные века, но в одно время, и празднуются эти события в один день.
Можно согласиться с тем, что раньше открытие Главы Иоанна Предтечи было невозможно, мир еще был языческим, и не смог бы «вместить» Святыню, принять ее достойно. Креститель явил свою голову, когда Христианство было открыто и признано миром. Обретением Главы Иоанна Предтечи давался знак христианскому миру о необходимости почитания Святых мощей, чтобы таким чудесным образом убедить людей в этом. Мы живем на земле волею своей, и помощь от Господа уже выражается не в манне Небесной, а приходит к нам через людей.
Обретением мощей, как произошло с главой Иоанна Крестителя, утверждается вера Православная. Мы чтим умерших наших близких, с благоговением погребая их, хотя и понимаем, что все должно истлеть, «из земли взяв, в землю приидет». Но в нашей жизни есть такое явление как Святость, появляется и слово «мощи», то есть Церковь говорит о том, что человек благочестивой, или святой жизни и своим телом приносит нашей земле мощь. Некоторые говорят, что тело благочестивого человека превращается в чернозем, вполне возможно, что наши российское Черноземье на самом деле результат благочестивой жизни многих поколений праведников.
Господь напоминает о том, что Он есть и дает нам явными Знамениями, что наша вера осмыслена, правдива: останки святых людей не тлеют, и через них люди получают исцеление, благодатную помощь свыше, но опять же через людей.
Почитая и веря в Бога, почитая Иоанна Крестителя, мы понимаем, что он заслужил нетления мощей. Надо сказать, что нетленные мощи не единственный признак Святости человека, даже косточки Святых дают людям благодать Божию. И Креститель нам показал, что мощи Святых людей надо чтить, и мы почитаем и главу Иоанна Крестителя, и Святые мощи праведников.
Источник:http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2885